В Казани завершился XIII Международный фестиваль новой музыки «Европа-Азия». «Казанский репортер» побывал на гала-концерте и услышал произведения композиторов четырех частей света – Европы, Азии, Америки и Австралии.
Несмотря на заверения кассиров, что все билеты проданы, в зале все-таки оставались пустые места. Однако, те кто пришел в Государственный Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева, были не случайными посетителями знаменитого музыкального форума, без малого уже четверть века собирающего на свои концерты выдающихся композиторов современности. За это время столице Татарстана звучала музыка из сорока шести стран мира. Уже через пять лет своего существования фестиваль удостоился высокой чести единственным среди российских фестивалей войти в Каталог лучших музыкальных форумов мира, составленный престижным журналом «Гаудеамус». В 2005 году фестиваль был награжден премией правительства России. А три года назад он стал проходить и во Вьетнаме при личной поддержке президента Вьетнама.
– Когда председатель Ассоциации композиторов Вьетнама До Хонг Куан побывал на нашем фестивале, у него появилось огромное желание провести его у себя, – пояснил председатель правления Союза композиторов РТ, директор и художественный руководитель фестиваля Рашид Калимуллин. – После серьезной подготовки мы решили один год проводить «Европу-Азию» в Казани, другой – в Ханое. Правда, там внесли коррективы в название фестиваля – «Азия-Европа», определив тем самым географический приоритет участников фестиваля. Но там всегда подчеркивают, что фестиваль пришел из Татарстана, а это, согласитесь, очень хорошая реклама нашей республики. Мы интегрируемся в мировую музыкальную культуру.
ЕВРОПА
Зрители уже заняли свои места, свет пригасили – и грянул мощный «Гимн музыке», написанный для хора и оркестра Александром Клевицким. Этому прославленному композитору подвластны и песня, и мюзикл, и фортепианные произведения, и музыка к кинофильмам. Он – автор гимнов национальной телевизионной премии «ТЭФИ» и спортивного общества «Динамо». Его произведения берут в свой репертуар Иосиф Кобзон и Тамар Гвердцители, Сергей Пенкин и Лада Дэнс, Дима Билан и Юлия Началова. Но в Казани его «Гимн музыке» наполнял торжеством и светом хор Чувашской государственной академической симфонической капеллы под руководством Мориса Яклашкина.
Это был первый, но не единственный представитель европейских композиторов. Из числа москвичей ему компанию составил Эдуард Артемьев, первым из советских композиторов использовавший в музыке электронику и широко прославившийся как автор произведений, написанных к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. В Гала-концерте прозвучали четыре из шести старинных танцев из сюиты «Галантные сцены», написанной композитором под влиянием пьесы Михаила Булгакова «Кабала святош», – «Аллеманда», «Менуэт», в котором вокальную партию исполнила дипломант Всероссийского конкурса Наталья Костицына, «Гавот» и «Гальярда».
Владимир Чернявский представлял Краснодар. Его «Концертная лезгинка», прозвучавшая со сцены БКЗ, по свидетельству многих музыкальных критиков, наполнена особой энергетикой. Национальные мотивы народов Северного Кавказа не случайны в творчестве этого композитора: в свое время он объехал все эти края с творческими концертами, собирая, по его собственному признанию, сокровенные интонации народов, населяющих Кавказ.
Татарстанских композиторов представляли Резеда Ахиярова, в программе прозвучала «Битва» из ее балета «Золотая Орда», и Рашид Калимуллин, чей концерт для тенор-саксофона с оркестром блестяще исполнила лауреат российских и международных конкурсов Мария Беговатова.
Педро Виларройг – еще один представитель этой части света. Испанский композитор, профессор горной инженерии и преподаватель общей физики и космологии в старшей технической школе горных инженеров мадридского Политехнического университета широко известен как сторонник неотанализма. Он даже основал Испанскую ассоциацию неотаноязычных композиторов. Это направление в музыке использует широкую палитру форм, где атональность (типичная для музыки наших дней) и тональность (традиционный стиль) сливаются воедино. Композиционный стиль Виларройга, по мнению специалистов, склонен к тональности и модальности, к импрессионизму и сериализму. Все это в полной мере отразилось в «Пиренейской увертюре», произведении фундаментальном, метафоричном, перекликающимся с сочинениями Густава Малера и Яна Сибелиуса.